Компании оказались под пристальным вниманием регулирующих органов, обеспокоенных ценовой спиралью вниз: падение цен на недвижимость и нестабильность на рынке труда подпитывают недовольство потребителей, вынуждая бизнес идти на агрессивные скидки и субсидии, чтобы стимулировать расходы населения.
В последние недели, когда игроки электронной коммерции и доставки еды публиковали отчёты о прибыли за квартал, завершившийся 30 июня, тема конкуренции стала центральной в разговорах аналитиков и заявлениях руководителей. Генеральный директор JD.com (JD) Сэнди Сюй предупредил о рисках «чрезмерной конкуренции», глава Meituan (3690) Ван Син заговорил о «новой фазе борьбы», а сопредседатель PDD Holdings Чжао Цзячжэнь отметил, что давление на рынок «ещё более усилилось» в течение квартала.
Первые серьёзные шаги были предприняты в начале года, когда JD.com, обеспокоенная расширением ассортимента Meituan, запустила приложение, чтобы напрямую конкурировать с её основным бизнесом по доставке еды. Вскоре аналогичную стратегию выбрала и Alibaba (BABA), увеличив инвестиции в своё приложение Ele.me. Все три компании заявили о намерении вложить миллиарды долларов в завоевание доли рынка. По оценкам Nomura, только во втором квартале расходы отрасли превысили 4 млрд долларов. «Ситуация всё больше напоминает игру с высокими ставками "кто первый струсит", где ранние инвестиции любого игрока могут оказаться напрасными, если прибыль появится не сразу. Мы ожидаем, что напряжённая конкуренция сохранится как минимум до начала ноябрьского шопинг-фестиваля [Дня холостяков]», — отметил Кеннет Фонг, глава отдела интернет-исследований UBS в Китае.
По прогнозам S&P Global, Meituan, JD.com и Alibaba в течение ближайших 12–18 месяцев потратят не менее 160 млрд юаней (22,37 млрд долларов) на удержание или расширение доли рынка в сегменте доставки еды и услуг быстрого приготовления. При этом аналитики предупреждают о «значительном снижении» прибыли и считают маловероятным восстановление рентабельности в ближайшие 12–24 месяца. Больше всего, по их оценке, пострадает Meituan, так как доставка еды составляет основу её бизнеса. Убытки JD.com от этого направления фактически свели на нет прибыль компании во втором квартале. Alibaba же ощутила меньшие последствия, поскольку услуги быстрого приготовления занимают менее значимую часть её деятельности.

